Мобильные приложения для ставок на футбол
14 ноября, 2012 - 17:32

Отцы и дети. Павел Зыгмантович: «Профессионал обязан играть хорошо где угодно»

Отцы и дети. Павел Зыгмантович: «Профессионал обязан играть хорошо где угодно»

Дети футболистов — это определенная категория людей, которые особенным образом переживают успехи и неудачи знаменитых отцов, могут многое рассказать, на что-то пролить свет, а что-то и утаить. Одни из них идут по стопам родителей и связывают жизнь с футболом, другие увлекаются совершенно другими вещами и выбирают «штатские» профессии, но общаться с отпрысками легендарных личностей всегда интересно.

FootballTop.ru поговорил с сыном знаменитого белорусского футболиста, ныне ассистента главного тренера национальной сборной Беларуси Андрея Зыгмантовича. Павел Зыгмантович, который уже сам является взрослым человеком, рассказал о футбольном детстве в Испании и Беларуси, жизни за границей, показал редкие фотографии и оценил карьеру отца с точки зрения сына.

— Расскажи, когда ты еще маленький, каково это — быть сыном известного футболиста? Не просто футболиста, а заслуженного, где-то даже культового человека.
— Когда сам занимался футболом, отец часто присутствовал на моих матчах, его все узнавали, соответственно, и меня узнавали.

— Начинал в Сантандере?
— Да, в Сантандере началась моя футбольная «карьера». С пяти лет начал заниматься и играть в школьной команде, каждые выходные были игры. Отец не всегда мог присутствовать на моих матчах, потому что у него свои были, поважнее, да и тренировки. Но когда у него была возможность, он всегда приходил посмотреть.

— Это была кантера «Расинга» или система какая-то другая?
— Нет, это была команда школы, в которой я учился. В Испании в каждой школе есть свои команды разных возрастных категорий.

— А к тебе было какое-то особенное отношение?
— Да, все спрашивали про отца, как у него дела, все хотели сфотографироваться с ним или взять автограф на карточке какой-нибудь или чтобы расписался на наклейке в коллекционном альбоме. А тренеры команды относились ко всем одинаково, так что больше, чем от других, от меня не требовали.

— Твой отец уехал за границу уже достаточно зрелым человеком и футболистом, ему было уже 30. С твоей точки зрения, насколько сложно семье было в это время уезжать за границу и адаптироваться там?
— Да, уезжали мы в 1991 году, первым опытом была Голландия. Уезжали в неизвестность, в чужую страну с другими обычаями, другой культурой, в том числе иной культурой футбола. Было как минимум интересно. «Гронинген», хоть и выступал в Эредивизи, был полупрофессиональным клубом, но это все равно огромный новый опыт.

— Как считаешь, футболисту после тридцати сложно вот так уехать перестроиться под абсолютно другой менталитет футбола?
— Да, футбол другой, другая философия, тренировочный процесс, тактика, все отличается, но настоящий профессионал обязан играть хорошо где угодно.

— С какого возраста ты начал осознавать себя?
— Ну, Голландию я, в общем-то, не помню, а вот года с 93-го, когда сам начал играть в футбол в Испании, начал осознавать.

1-2.jpg

— В Беларуси занимался футболом?
— Да, мы вернулись в 2001 году, я занимался сначала в «Динамо», а потом в «Свислочи», это, в принципе, «Смена-2» была… Занимался до 16 лет. Вместе с Александром Мартыновичем, Сергеем Кисляком, Антоном Путило, которые сейчас играют на достойном уровне.

— А почему сам не продолжил футбольную карьеру?
— Уровня, наверное, не было, чтобы продолжать. Себя оцениваю очень трезво, поэтому играю на любительском уровне. Работаю переводчиком в крупной компании в Венесуэле, там проводятся турниры среди посольств разных стран, и мы довольно успешно представляем Республику Беларусь.

— Можешь сравнить условия для занятий футболом в Испании и Беларуси?
— Это небо и земля, конечно. Насколько я помню, году в 95-м в Сантандере начали строить первые искусственные поля, и государство всегда очень заботилось о детском футболе. Кроме футбола в общеобразовательной школе я тренировался в муниципальной футбольной школе, и там делалось все для того, чтобы нам было комфортно. Были серьезные профессиональные тренеры, очень серьезный подход, из этой академии вышли такие люди, как Иван Эльгера, Иван де ла Пенья, Нене, да и просто много добротных футболистов. Руководителем школы был Лауреано Руис, который в семидесятых тренировал молодежь «Барселоны», а в 1976 году был назначен главным тренером «Барсы». В школе дети начинали заниматься с семи-восьми лет, играли в мини-футбол, а примерно с двенадцати переходили на бóльшие форматы. На турнирах всегда было огромное количество скаутов из академий разных клубов, которые присматривали себе таланты.

— В Сантандере какое отношение к «Реалу» и «Барселоне»?
— В первую очередь, конечно, все болеют за «Расинг». А потом уже предпочтения делятся на «Реал» и «Барселону». То есть первая команда — родная, а потом уже город поделен на две части :). Сантандер — это Кантабрия, область, где исторически больше симпатий к Мадриду, чем к Каталонии, поэтому за «Реал» болеет чуть больше людей.

В 1995 году «Расинг» был очень хорош, команда победила «Барсу» 5:0, весь город был в полном восторге. Матч стал полным закатом «Дрим-Тим» Йохана Кройфа. За сантандерский клуб выступали, кроме отца, Дмитрий Попов и Дмитрий Радченко, а вот на этой фотографии на заднем плане идет расстроенный Игорь Корнеев:

zygm2.jpg
Андрей Зыгмантович с сыном Павлом после матча «Расинг» — «Барселона» — 5:0. 11.02.1995

— Победу над «Барсой» расценивали как сенсацию?
— Да, никто не ожидал такого. Потом была победа над «Реалом» со счетом 3:1, правда, отец в том матче не играл. В Сантандере до сих вспоминают те времена и ту «золотую» команду, которую возглавлял легендарный Хавьер Ирурета.

— Ты был маленьким сыном футболиста, кроме того, иностранцем. В школе не смотрели как на чудо?
— Смотрели! Я был чуть ли не первым иностранцем в школе, а семья — точно первой белорусской в Сантандере. Это сейчас белорусов и русских везде много, а тогда возможностей выезжать и эмигрировать было мало, поэтому смотрели большими глазами :). Но испанцы народ очень дружелюбный, поэтому относились к нам хорошо и делали все, чтобы процесс адаптации прошел легко.

x_7eeafc61.jpg
Старший и младший Зыгмантовичи и один из старейших болельщиков «Расинга» Луис Анхель Монтес де Нейра

— Помнишь, как звали твоего первого тренера?
— О, это был колоритный, очень толстый дядька. Все звали его Masa. Это была кличка, мы его тоже по имени не называли. Тренерство для него было не основной работой, а скорее общественной нагрузкой в школе или даже хобби. Ради удовольствия и самосовершенствования. Когда уже стал постарше и начал играть в большой футбол, нас тренировал как раз Дмитрий Попов. Тренерскую карьеру он начинал в Сантандере, в школе «Сан-Агустин», а теперь он спортивный директор московского «Спартака».

— Местные тренеры с детства прививают испанскую философию футбола?
— Да, во-первых, там все играют в футбол. Лет с пяти-шести, когда идешь в школу, играешь на каждой переменке, все площадки забиты, класс на класс играешь или просто так. Кроме того, конечно, с самого детства испанцы больше работают с мячом, играют в пас. Упор на физподготовку начинает делаться, когда тело подростка уже более-менее сформировано. Техническую базу дети получают с самых ранних лет, потому что потом технику развивать гораздо трудней.

— У вас остались какие-то контакты с Сантандером?
— Да, очень много друзей и знакомых, регулярно там бываем, всегда с удовольствием встречают.

— Отца узнают на улицах?
— Старшее поколение, конечно, узнает. А у молодежи появились новые кумиры, все-таки столько лет уже прошло.

1-3.jpg

— Хочется услышать именно твое мнение. Андрей Зыгмантович состоялся как футболист в Советском Союзе или уже после отъезда за границу?
— Я думаю, что все протекало достаточно хорошо с самого начала. Нельзя выделить какие-то особенные периоды. В двадцать лет отец стал чемпионом СССР в составе минского «Динамо», стал мастером спорта, после получил, можно сказать, всесоюзное признание, выступая в олимпийской и национальной сборных. На чемпионате Европы в 1988 году сыграть не получилось из-за травмы, а на чемпионате мира отец забил гол сборной Камеруна и играл против Диего Марадоны, после этого — успешные поездки за границу, звания лучшего футболиста Беларуси… я затрудняюсь сказать, вся карьера прошла достаточно ровно.

Фото: Петр Петровский/FootballTop.ru, личный архив семьи Зыгмантович

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL + Enter. Спасибо!

Понравилась статья?

Проголосуй:
3
рейтинг
+1
-1

Комментарии

14 ноября 2012, 17:41

Да, вот поэтому Испания Беларуси и забивает по четыре, причем без проблем

Аватар болельщика Тьма над Ершалаимом
Сообщений: 192
1
  • +1
  • -1
14 ноября 2012, 20:27

НЕ стыдно учиться в любом возрасте.

Аватар болельщика gento
Сообщений: 8719
0
  • +1
  • -1
14 ноября 2012, 22:23

нормальный парень вроде

Аватар болельщика GavrilovAlex88
Сообщений: 156
0
  • +1
  • -1
Зарегистрируйтесь для участия в рейтинге пользователей.

Лента новостей

23 апреля
26 февраля
29 января
8 января
15 декабря
14 декабря
13 ноября
24 июля
28 июня
22 июня
17 июня
14 июня
2 февраля
10 ноября
5 ноября
27 октября
26 октября
14 сентября
18 августа
Лучший футболист мира?