Мобильные приложения для ставок на футбол
12 марта, 2013 - 12:20

Коррупция в детском футболе. «А будет ли мальчик?»

Коррупция в детском футболе. «А будет ли мальчик?»

Большой текст о тернистом пути в большой же футбол и удивительном спорте, где реальные события основаны на кино 13-летней давности.

Как у взрослых?

В 2007 году комментатор НТВ+ Алексей Андронов в программе «90 минут» обвинил Анатолия Бышовца, на тот момент главного тренера московского «Локомотива», в получении взяток от футболистов за место в основном составе. В футболе это, пожалуй, единственное официальное заявление о продаже мест в команде. В 2010-м биатлонист Максим Чудов рассказал, что с него требовали деньги за место в эстафете в олимпийском Турине, а в 2011-м в Череповце арестовали менеджера хоккейной «Северстали» по обвинению в мошенничестве. По заявлению 19-летнего спортсмена Дмитрия Громова, с него требовали деньги за возможность регулярно появляться в основном составе. Дмитрий Громов — так звали хоккеиста в фильме «Брат 2». Реальные события основаны на кино.

Суровые реалии российского спорта. Хотя не только российского: в марте тренера южноафриканского клуба «Платинум Старз» Оуэна да Гаму обвинили в продаже мест в составе.

Никто не спорит с тем, что у тренера могут быть любимчики или «свои» игроки, которые путешествуют с ним по командам, вытесняя из состава местных футболистов. Это нормальное явление, в том смысле, что они знают требования тренера, его манеру, нормально воспринимают ор или монотонное бормотание в раздевалке, могут в неформальной обстановке объяснить новым партнерам, чего хочет Иваныч или Петрович, в общем, при благоприятном развитии событий становятся костяком, который на краткосрочном отрезке помогает решить поставленную задачу. Надолго такие бригады обычно не задерживаются и высоких задач не решают.

Совсем другое дело, когда работают рыночные отношения: кем бы ты ни был — будешь играть, если заплатишь. В средней команде или аутсайдере ведь могут быть один-два любимца руководства или тренера, пару местных футболистов, пару толковых парней, например, ветеранов, поигравших на хорошем уровне, и еще полтора десятка игроков примерно равного класса. И почему бы не устроить среди них что-то вроде аукциона: платишь — выходишь в основе и время от времени попадаешь под премиальные. В общем, почти без наклада.

Или более прогрессивный вариант: в амбициозной, богатой, но бестолковой команде, где ключевые процессы (например, селекция) пущены на самотек, имеются те же полтора десятка высококлассных (или по крайней мере дорогих) игроков. Понятно, что именитые лидеры могут взбрыкнуть и уйти в другой клуб, но сор из избы — что, сколько, почему — никто выносить не будет. Слишком узок футбольный мир. А легионеров вряд ли посвятят в вековые традиции славянского мздоимства. Да и относятся к иностранцам обычно лучше, чем к соотечественникам.

С профессионалами вроде бы понятно: они взрослые, играют по гнусным, но понятным правилам, из-за узких профессиональных навыков становятся шестеренками системы с традиционной мотивацией «надо кормить семью». Когда работа не оправдывает ожиданий, это нормально: студент технического ВУЗа надеется, что будет запускать космические корабли, а в реальности следит, чтобы болванки, которые вытачивают полупьяные рабочие, соответствовали ГОСТам. Но страдают не только взрослые, но и дети.

Школьного тренера Алексея Коршунова уволили из-за того, что он рассказал «Советскому спорту», что на детских соревнованиях чуть ли не районного уровня «шахматку» можно заполнять еще до начала турнира, а очковые долги тренеров за прошлые, позапрошлые и т.д. сезоны и круги переплетаются сложнее, чем наушники в узком кармане. И это еще не самое страшное — просто показатель того, что нельзя наивно отмахиваться, мол, это дети, это святое, никто таким заниматься не будет. Представьте масштабы замалчивания проблемы, если после одного интервью без фамилий Коршунов стал чуть ли не антикоррупционным рупором детского футбола.

al_korshunov_s_bekkenbauermom.jpg
Алексей Коршунов с Францем Беккенбауэром

Футбол в представлении обывателя очень дешевый вид спорта: шорты, майка, кеды — и беги играть. Но размеры «добровольных взносов», если верить форумам и комментариям, таковы, что можно экипировать несколько хоккеистов, а то и купить вышедшего в тираж чемпиона по конкуру.

Типичный пост в комментариях к интервью какого-нибудь тренера или директора спортивной школы в столице или городе-миллионере, где играет команда высшей лиги: «А почему он не рассказал, что за место в составе по своему году требуют…» Далее указывается сумма. Не могу точно указать диапазон, но мне попадались числа от 1000 долларов до 150 000 рублей. Возможно, это обиженный бред бесталанного, но крайне чувствительного мальчика, который по спортивным показателям не прошел в состав, или его родителей. Допускаю даже, что у тренера или директора спортшколы много анонимных недоброжелателей, безнаказанно пятнающих репутацию честного педагога. Но подобных комментариев так много, что если это локальный черный пиар, то в стране через пару лет грядет перебор не экономистов и юристов, а квалифицированных политтехнологов.

Анатолий Байдачный в недавнем интервью назвал коррупцию в детском футболе безобразием и уверил, что в футбол по блату не играют. Александр Головко, тренер сборной Украины (U-17), рассказал, что в украинском футболе «много коррупционных вещей, о которых нужно говорить» и «Месси в Украине не заиграл бы».

golovko-7.jpg
Александр Головко

География явления — Россия и Украина, не потому, что в других постсовестких государствах моральный уровень граждан выше, просто в украинском и российском футболе доходы игроков, даже на уровне дублей, оправдывают финансовые вложения в условную «неспортивную подготовку».

За что платить?

У известных спортивных академий-брендов конкурсы высоки. Их ребята постоянно на виду, команды участвуют в самых престижных турнирах, есть постоянная связь с дублем и основной командой, тренеры молодежных и юношеских сборных в первую очередь обращают внимание на воспитанников этих школ.

Нормальная ситуация складывается следующим образом: парень занимается в провинциальной школе, хорошо проявляет себя, например, на общенациональных или областных состязаниях, и академия-флагман, заплатив компенсацию провинциальной ДЮСШ и договорившись с родителями за сравнительно небольшие деньги переманивает мальчика в столицу или крупный город на полный пансион. Все довольны: ДЮСШ получает компенсацию, тренер — премию, а мальчик — стипендию.

Есть вариант, когда толкового парня берут в академию, и в один прекрасный день, когда он не понимает, почему не попадает в состав, хотя выглядит на голову сильнее конкурентов, с провинциальной прямотой и детской наивностью задает тренеру вопрос, тот намекает, что нужно заплатить за место в школе, в составе или основе на каком-нибудь престижном турнире. Бедные родители не могут потянуть сумму или не понимают, зачем платить, если мальчик талантливый. Повторю, беда в том, что платить нужно не только за увальня, который не уходит с поля без хет-трика в свои ворота, но и за реально перспективного мальчика.

Парень возвращается в свой мухосранск, где в лучшем случае получает высшее образование, выступая за сборную ВУЗа, в худшем — спивается или нюхает клей, потому что при всей циничности современного общества, это глубокая психологическая травма.

Чуть ли не единственный путь для парня, если он действительно выделяется среди сверстников, — найти агента. Хотя некоторые академии напрямую работают с агентскими компаниями, запрещая ученикам находить посредников на стороне. И кого он найдет на стороне, если в свои 15 не видел ничего, кроме футбольного поля, общежития и ноутбука?

Агент будет договариваться с тренером. Возможно, если поверит в перспективы подопечного, заплатит из своего кармана. Не забывайте, что в такой ситуации мальчику нужно думать о спортивной составляющей, прогрессировать, учиться, готовиться к набившему оскомину переходу из детского футбола во взрослый и так далее. А вокруг не дают покоя радости переходного возраста.

Агент может потребовать с родителей компенсацию, если парень, насмотревшись на реалии детско-юношеского футбола или просто поддавшись соблазнам молодости, забросит карьеру. Но такое случается крайне редко. Скорее, клуб предложит парню «забить» на агента после многолетнего сотрудничества и подписать контракт напрямую, чтобы не выплачивать посреднику заслуженную премию. По январским данным ФИФА, агенты в 2012 году положили себе в карман 28 процентов от общей стоимости всех трансферов. Но это крупные сделки, а обидные мелкие «пробросы», вроде описанного выше, случаются регулярно и нигде не фиксируются.

Агент тоже может «кинуть» академию и перевести подопечного в другую или, что еще хуже, заключить контракт с дублем конкурента. Здесь совершенно неважно, требовали ли в академии деньги или нет. Просто в клубе А отсутствуют перспективы попадания в первую команду или в клубе Б предложили большую зарплату. Маркс вместе с Франклином куда лучше определяют сильные стороны футболиста, чем знаменитые конспекты Лобановского или ТТД Бубнова.

Если спортивная школа обособлена от профессионального клуба, то тренер может выполнять обязанности агента. Используя свои связи, он буквально берет мальчика за руку и ведет в дубль команды, чтобы получить премию. Все ведь в курсе, что детские тренеры зарабатывают смешные деньги. Это нечестно по отношению к школе, но для мальчика — только благо.

Не всегда просмотр как в дубле, так и в академии бесплатный. В академии дают стипендию и полностью обеспечивают парня всем необходимым. Кроме того, футбол может быть не только социальным лифтом или единственным доступным путем к лучшей жизни, но и статусной прихотью обеспеченных родителей: вот, мол, мой пацан занимается в известной школе, будет новым Шевченко или Аршавиным, смотрите, какой я крутой. За такое не жалко и заплатить.

В дубле получают приличные деньги, но, главное, дубль — прямой путь в первую команду, где платят фантастические для среднестатистического россиянина или украинца зарплаты. Если верить тем же комментариям, за просмотр в дубле, особенно, если у тренера есть имя и вес в футбольном мире, иногда тоже приходится платить. Но игра стоит свеч, Алан Гатагов, например, еще до двадцати лет после одного удачного сезона в основе московского «Локомотива» приобрел «Бентли». Я не ставлю под сомнение сложный и честный спортивный путь Алана, просто он показателен в плане доходов, мягко говоря, незвездных футболистов.

a683f69.jpeg
Авто Гатагова

23-лений голкипер БАТЭ Александр Гутор играл в групповом этапе Лиги чемпионов, на молодежном чемпионате Европы, Олимпийских играх и удостаивался награды лучшему футболисту Беларуси. Его признали свободным агентом и обязали выплатить клубу компенсацию в 180 000 долларов. «Небольшие деньги даже для нашей страны», — прокомментировал решение Александр. Страны со средней зарплатой около 500 долларов, страны, где работнику Борисовского завода автотракторного электрооборудования (БАТЭ) нужно больше 20 лет, чтоб заработать эти «небольшие 180 000 долларов». Теперь вы можете понять, в какой системе координат живут футболисты и ради чего мальчишки проходят тернистый путь в профессионалы.

«Некоторые тренеры сборных работают с агентами», — пояснил в интервью Александр Головко. Агенты могут взаимодействовать не только с тренерами академий, дублей, но и с коучами сборных. Парень, играющий в юниорской сборной, во-первых, получает внимание СМИ и делает себе имя, во-вторых, его цена значительно возрастает, в-третьих, играет на международном уровне, набирается опыта и прокачивает футбольные «скиллы». Все это на руку агенту.

Профессиональные клубы в свою очередь заинтересованы, чтобы сборные по возрастам возглавляли их ставленники, отдавая приоритет воспитанникам их академий. Идеальный тренер — ветеран клуба, повесивший бутсы на гвоздь и закончивший за счет клуба ВШТ. «Могу предположить, что клубы собирают талантливую молодежь, чтобы ослабить конкурентов», — опять цитата из Головко. Сборная с ангажированным специалистом тоже работает по принципу одного окна «ни себе, ни людям».

«У меня в сборной 11 человек, способных решать серьезные задачи. Резерва нет», — реалии юношеского футбола огромной Украины. Возможно, это результат «неестественного» отбора, описанного выше, возможно, неудачное поколение, возможно, весь текст основан на сомнительных комментариях и домыслах, и все в футболе порядочно и спортивно. В любом случае нужно поблагодарить тех, кто принял лимит на легионеров, ломающий геометрию замкнутого круга и придающий направление не потоку, но ручью для мальчишек, которые молились на плакаты с Андреем Шевченко.

i75p.jpg

Фото: wallsbox.ru, ioffer.com, s.corrupcia.net, Петр Петровский / FootballTop.ru

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL + Enter. Спасибо!

Комментарии

12 марта 2013, 13:14

У Алана Гатагова был хоть один удачный сезон в основе московского «Локомотива», а вот "супер-нападающий" Александр Салугин в К/С за 21 игру не забил ни одного мяча (всего в РПЛ в 50 матчах 2(!)гола и в низших лигах 70 матчей и 14 мячей ), зато по Самаре рассекал на "Porsche Cayenne", ну да он же Чемпион России (2005, 2006), Обладатель Кубка России, Обладатель Кубка УЕФА. И таких "монстров нападения" в нашем футболе до одного места, вот как они туда попали?
Статья хорошая, не хватает только ответа на вопрос: "Что с этим делать?".

Аватар болельщика Леонид КоЛ_1
Сообщений: 8852
3
  • +1
  • -1
Зарегистрируйтесь для участия в рейтинге пользователей.

Лента новостей

26 февраля
29 января
8 января
15 декабря
14 декабря
13 ноября
24 июля
28 июня
22 июня
17 июня
14 июня
2 февраля
10 ноября
5 ноября
27 октября
26 октября
14 сентября
18 августа
20 июля
Лучший футболист мира?