Мобильные приложения для ставок на футбол
9 февраля, 2013 - 21:45

Комментаторская будка. Алексей Попов: «Ну не люблю я футбол, что тут поделать?»

Комментаторская будка. Алексей Попов: «Ну не люблю я футбол, что тут поделать?»

«Голос России» в «Формуле-1» — в эксклюзивном интервью FootballTop.ru.

Мы продолжаем рубрику, в которой спортивные комментаторы рассказывают о профессии изнутри. Впрочем, нынешний собеседник вполне мог сгодиться для рубрики «На чужом поле». Наш гость — «голос России» в «Формуле-1» Алексей Попов. В эксклюзивном интервью Алексей рассказал о причинах нелюбви к футболу, о специфике работы на «Формуле-1», о Виталии Петрове и провел удивительно меткое сравнение чемпионата мира по кольцевым автогонкам с испанской Примерой.

— Складывается ощущение, что фарт — не последний фактор, который помогает попасть в профессию спортивного комментатора…
— «Фарт», вы сказали?

— Да.
— Моя история действительно основана на фарте. Даже больше скажу: никогда не ставил перед собой цели стать журналистом и комментатором. Я всегда любил «Формулу-1», хотя в советские времена этот вид спорта у нас не освещался. Летом 1991 года вышел первый номер «Спорт-Экспресса», где я прочитал шаблонную и схематичную статью о «Формуле-1». Не мешкая, отправился в редакцию газеты, чтобы поблагодарить и вместе с тем пожурить автора — в 17 лет мне это казалось нормальным. Автором статьи был заместитель главного редактора. Удивительно, но он не только от меня не отмахнулся, даже наоборот, посмеялся и предложил «на слабо» написать лучше. Я сел за печатную машинку, сдал текст и гордо ушел домой. На следующий день увидел, что статью опубликовали — так я стал автором «Спорт-Экспресса». Через полгода телевидение купило права на показ «Формулы-1», и меня как автора газеты пригласили на работу на постоянной основе. Поэтому могу сказать, что сложиться моей карьере помог фарт, но он прежде всего был рожден моей огромной любовью к «Формуле-1».

— Какие качества молодой человек должен в себе воспитывать, чтобы добиться успеха?
— Вы знаете, недавно телеканал «Россия 2» проводил конкурс «Ты — комментатор». На финальной стадии, которая проходила в формате реалити-шоу, меня позвали в жюри. К тому моменту остались пятеро отличных ребят. После конкурса я приватно попробовал дать им нужные советы, но к каждому из парней подходил индивидуально, общих рекомендаций нет. Тем не менее могу выделить самое важное — это любовь к предмету. При этом комментатору необходимо очень быстро думать и грамотно излагать мысли вслух. Человек может иметь великолепное образование, написать книгу, но с ходу прокомментировать эпизод не сумеет. Нужна реактивность мышления.

— Как вы считаете, реактивность мышления можно натренировать?
— Думаю, что да. Но у меня с этим трудностей не было. Когда начинал комментировать, у меня была другая проблема. Юному поколению трудно себе представить, что в те годы интернета не существовало, информации о «Формуле-1» в России было очень мало, и я добывал ее по крупицам. Поэтому тогда была проблема недостатка фактологии. Сейчас этой трудности нет, вопрос только в трудолюбии и усидчивости комментатора.

Мне часто присылают ссылки на видеоролики с кусочками моих репортажей 1992 года, и я вижу, что скорость подачи материала была другой. Вроде бы мне 18 лет, но я сижу в студии скованно и стараюсь говорить медленно, весомо (Алексей растягивает два последних слова.И.М.). Так я автоматически подстраивался под старших коллег. Манеры очень быстро говорить еще не существовало. Но даже чтобы говорить весомо, все равно нужна реактивность мышления — два напрямую не взаимосвязанных фактора.

Отличается и сама специфика комментирования «Формулы-1» и футбола. В «Ф-1», за исключением обгонов, нет фактов, которые нужно быстро сообщить. У комментатора есть больше времени на лирические отступления. В футболе ситуация на поле может быстро измениться, нужно выработать умение перебить самого себя. Комментатор начал рассказ интересной истории об игроке, а в этот момент удар по воротам, штанга, контратака, удаление, пенальти… Какая бы у комментатора ни была мегаистория, ему необходимо быстро перестроиться на события, происходящие в матче.

— Вы сказали, что комментирование «Формулы-1» двадцать лет назад было более медленным. Скажите, вид спорта за это время стал динамичнее?
— Трансляция стала более динамичной, сама же «Формула-1» — нет. Может быть, время на круге сейчас составит 1 минуту 23 секунды, а тогда это было 1 минута 25 секунд. Зрительно уловить эти две секунды невозможно. Но условия телетрансляции за эти годы стали другими: больше камер, они гораздо чаще переключаются, усовершенствовались элементы графики, включается Team Radio, которое нужно попробовать перевести, несмотря на безобразное качество звука, и т. д. В связи с этим вдвойне важным становится умение себя перебивать. Моя личная проблема — в ходе комментирования могу забыть о начатом лирическом отступлении.

В этом году у меня случился огромный прорыв после того, как со мной в паре стала комментировать Наталья Фабричнова. Два голоса, две точки слежения за информацией. Если в футболе достаточно смотреть на поле и, возможно, онлайн, то в «Формуле-1» есть онлайн-тайминг, «Твиттеры» команд, где может быть оперативно опубликована важная информация, статистика, схемы трасс… Всего около десяти точек, за которыми нужно следить. Вдвоем делать это гораздо проще плюс Наталья может мне напомнить о начатом рассказе в прошлом эпизоде. Между нами сложилась отличная атмосфера взаимовыручки, и постепенно мы вкатились в рабочий ритм, а последние две гонки были близки к идеальным. Поэтому могу сказать, что нет предела совершенству, и даже после двадцати лет комментирования «Формулы-1» можно выйти на новый уровень.

— Вы работали тележурналистом в футбольных передачах, посвященных крупным международным турнирам. Позже вы признались, что отнеслись к делу как профессионал, но от футбольной тематики удовольствия не получили. Объясните, чем именно вас не цепляет футбол?
— Можно взять градус борьбы. Конечно, любители футбола приведут мне сто примеров, когда футболист выплюнул зуб, встал и продолжил атаку, однако в сравнении с хоккеем или регби, которое я комментировал, это ничто. Еще низкая скорость игры. Даже в английской Премьер-лиге. Не беру сейчас в расчет «Формулу-1», а те же игровые виды спорта — хоккей и регби. Ну и нельзя все в этом мире объяснить логически. Не люблю я футбол, что тут поделать?

— Многие футбольные болельщики критикуют игроков за отдаление от простого народа из-за высоких зарплат, сокрушаясь, что это уже не «парни из соседнего двора». Расскажите, как дело обстоит с гонщиками «Формулы-1»?
— Нужно понимать, что гонщики «Формулы-1» изначально не «парни из соседнего двора». Автоспорт прогрессирует таким образом, что попасть в него может исключительно представитель очень обеспеченной семьи. Даже чтобы попасть на «Гран-при 2» и «Гран-при 3», нужно потратить несколько миллионов евро. Либо они есть у родителей, либо они есть у знакомых родителей. Banco Santander или Соса Соla, например, парня на уровне картинга спонсировать не будет. На это можно надеяться, когда ты уже звезда, а не просто талантливый гонщик. Наконец, даже для выступлений в профессиональном картинге нужно иметь несколько сотен тысяч евро… Откуда их взять 12-летнему парню? Поэтому уже на начальном этапе вступает в силу социальный фактор. Еще десять лет назад можно было пробиться представителям, скажем, среднего класса Германии, тот же Шумахер, но сейчас и это невозможно. Переход на уровень «Формулы-1» не сможет себе позволить ни один представитель верхушки среднего класса самого богатого государства.

В итоге мы упираемся в дебри: или за гонщиком стоит финансовая мощь государства, или нет. В сегодняшних реалиях «Формулы-1» важна такая господдержка, какая есть у Виталия Петрова, и это не упрек в адрес нашего гонщика. Читателя может не устроить пример Петрова, мне вправе возразить, что я необъективен по отношению к Виталию. Так оно и есть: не понимаю, как можно не болеть за своего пилота? Но давайте тогда возьмем Камуи Кобаяши — яркая личность, человек, побывавший на подиуме, звезда автоспорта… Он сам не сумел найти спонсора! Это случилось только тогда, когда горой поднялись японские болельщики. Нашли 8 миллионов евро, которых все равно не хватило на место в хорошей команде.

Другое дело Пастор Мальдонадо, за которым стоит мощь Венесуэлы. Уго Чавес сказал веское слово за Мальдонадо нефтяному концерну, и гонщика поддержали. Если проводить параллель с футболом, то можно вспомнить «Газпром» и покупку парочки дорогостоящих футболистов. Видимо, иначе в современном спорте нельзя. Никто не ставит под сомнение талант Фернандо Алонсо, которого признали лучшим пилотом 2012 года. За ним стоит Banco Santander, который платит гигантские деньги Ferrari. Понятно, что Алонсо, скорее всего, взяли бы в Ferrari и без этого фактора, но «Формула-1» — это соревнование амбиций. Из-за финансового кризиса мало находится фирм, горящих желанием кого-то поддерживать. Значит, нужен национальный порыв.

img_1022.jpg

— В футболе существует такое явление, как договорные матчи. Возможно ли подобное в «Формуле-1»?
— Действительно, часто болельщики по аналогии с футболом видят теорию заговора в «Формуле-1». Нередко читаю: «Наверно, эта гонка подстроена». Считаю такое маловероятным. В отличие от игровых видов спорта, где на поле или площадке встречается две команды, в «Формуле-1» одновременно соревнуются двенадцать! Не верю в подобный дьявольский заговор. За каждой командой стоят огромные амбиции, деньги, разные интересы и моторостроители. Они не могут договориться о простых вещах вне трассы… Как можно в таком случае рассуждать о сговоре в «Формуле-1»? Вы посмотрите: Ferrari и McLaren объединяются против Red Bull потому, что видят в производителе энергетического напитка чужака! Они не могут договориться о снижении расходов, что в условиях кризиса важно для всех без исключения. Плюс амбиции самих пилотов. Даже когда внутри одной команды второй гонщик пропускает вперед первого, это сопровождается невероятным драматизмом.

— Около года назад вы говорили о нашем единственном гонщике в «Формуле-1» Виталии Петрове в положительном тоне. Вырос ли в профессиональном плане за это время российский спортсмен?
— Очень сильно! Парадоксальная ситуация. Человек со стороны удивится: в 2011 году Виталий побывал на подиуме, набрал много очков, а в 2012-м его лучший результат — 11-е место, и все им восхищаются. Почему? Проблема в низком уровне команды Петрова. Проведем параллель с футболом: представьте, что играет «Барселона» с каким-нибудь аутсайдером Примеры. Более того, в составе аутсайдера с первых минут всего восемь человек. Чувствуете разницу? У «Барселоны» есть Месси, да еще и у некой «Гранады» игроков на три меньше. И весь поединок аутсайдер проводит ввосьмером! В таких условиях выиграть у «Барселоны» теоретически невозможно. Что тут можно сделать? В рамках чемпионата победить такого же аутсайдера, у которого на поле тоже восемь игроков. Получается чемпионат в чемпионате. Вот и представьте, что Петров не только выиграл этот «второй» чемпионат, но и стал лучшим бомбардиром! Да, в 2011 году личные показатели Виталия были выше, но и выступал он если не за «Барселону», то, допустим, за «Валенсию». Я вам больше скажу: в команде Петрова Caterham был финский гонщик Ковалайнен уровня если не Месси, то Давида Вильи. Многие считали, что финн легко усадит на скамейку запасных Петрова. Этого не произошло, Виталий уверенно выдержал конкуренцию!

— Существует мнение, что Гран-при в Сочи в 2014 году может не собрать на трибунах зрителей. К слову, эта проблема есть и в российском футболе. Столкнемся ли мы с пустыми трибунами, следите ли вы за строительством трассы и как думаете: достойно ли мы проведем Гран-при?
— Важнейший нюанс: это будет Гран-при России, а не города Сочи! Вы так можете и писать, поскольку это косвенно даст ответы на поставленные вопросы. Гран-при пройдет в Сочи, но это будет именно Гран-при России. Соревнование планируется сделать ежегодным, поэтому оно соберет автолюбителей со всей страны. Пустые трибуны на футболе можно объяснить 16 стадионами и огромным количеством матчей в рамках Премьер-лиги. Мы еще не берем ФНЛ и второй дивизион. В 2014 году Гран-при России соберет полные трибуны, я в этом ни на секунду не сомневаюсь. У огромного количества россиян впервые будет возможность посмотреть «Формулу-1» своими глазами. Дальнейший зрительский успех Гран-при России будет зависеть от мелочей: удобно ли добираться до трибуны, какого качества с нее обзор, будет ли напротив работать большой экран, наконец, не взвинтят ли цены гостиницы, что у нас, особенно в Сочи, практикуется. Но с точки зрения организации я уверен, что мы проведем Гран-при на высоком уровне. У нас есть пример и более крупных проектов. Провести Олимпиаду в десятки раз сложнее, нежели этап «Формулы-1».

— Расскажите, чего лично вы ожидаете от 2013 года?
— Мне интересно, какая гонка будет вместо Гран-при в Нью-Джерси. Это может быть либо Австрия, либо Турция, либо Франция. Все три перечисленные трассы очень крутые, и любую из них я хотел бы вновь увидеть. Мне хочется, чтобы Петров продлил контракт и продолжил выступать в «Формуле-1», это поможет удержать подключившуюся к гонкам аудиторию благодаря фактору своего гонщика. Плюс сам Виталий — хороший парень, и он действительно прогрессирует. Тем более это важно ввиду Гран-при России. Я жду от следующего чемпионата борьбы, высокого уровня. Этого сложно достигнуть, потому что сезон-2012 в «Формуле-1» был выдающимся.

— Это удивительно, ведь в конце 2011 года вы высказывали опасения по поводу уровня сезона-2012…
— Вы знаете, теперь я опасаюсь чемпионата 2014 года, потому что в «Формуле-1» произойдет смена технических правил. Это может вызвать еще большее расслоение между командами, «Барселона», возможно, будет играть против аутсайдеров с восемью, пятью и даже двумя футболистами на поле… Если какая-то из команд «не попадет в мотор» — провалит весь сезон, по ходу чемпионата подтянуться трудно. Но в следующем году нас ожидает стабильность правил, поэтому многое будет зависеть от везения, фактора пошел или не пошел дождь, который увеличивает зрелищность гонок. В 2012 году все сложилось удачно.

Текст и фото: Илья Макаров

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL + Enter. Спасибо!

Понравилась статья?

Проголосуй:
3
рейтинг
+1
-1

Комментарии

9 февраля 2013, 12:59

И на х... тогда целое его интервью на ФУТБОЛЬНОМ сайте выставлять???

Аватар болельщика 6959004
Сообщений: 97
0
  • +1
  • -1
9 февраля 2013, 13:01

Я бы за то, что на "России 2" показывали больше футбола, чем Формулы 1.

Аватар болельщика Реальный пацан
Сообщений: 15997
1
  • +1
  • -1
9 февраля 2013, 19:20

Ну каждому своё...

Аватар болельщика Jazi
Сообщений: 2677
1
  • +1
  • -1
9 февраля 2013, 23:02

зачем он здесь-не понятно

Аватар болельщика vladunia
Сообщений: 629
1
  • +1
  • -1
10 февраля 2013, 13:51

vladunia написал
зачем он здесь-не понятно

Во-во, и я про то же...

Аватар болельщика 6959004
Сообщений: 97
0
  • +1
  • -1
13 февраля 2013, 00:53

Зачем? Ещё одно мнение о футболе. Оно заслуживает уважения. Поэтому оно "здесь".

Аватар болельщика il makarov
Сообщений: 5
0
  • +1
  • -1
Гость
12 января 2014, 02:16

Реальный пацан написал

Я бы за то, что на "России 2" показывали больше футбола, чем Формулы 1.

В формуле 1 в сезон проходит около 20 гонок. Думаю, экранного времени на футбол нужно поискать где-то в другом месте.

Аватар болельщика Гость
0
  • +1
  • -1
Зарегистрируйтесь для участия в рейтинге пользователей.

Лента новостей

26 февраля
29 января
8 января
15 декабря
14 декабря
13 ноября
24 июля
28 июня
22 июня
17 июня
14 июня
2 февраля
10 ноября
5 ноября
27 октября
26 октября
14 сентября
18 августа
20 июля
Лучший футболист мира?